Мозаика от древности до современности: как зарождалось и развивалось искусство в разные эпохи
Содержание
1. Зарождение мозаики2. Этапы развития мозаичного искусства
3. Искусство мозаики в России
4. Мозаика в современном мире
5. Алмазная мозаика как вид искусства
Зарождение мозаики
Мозаичное искусство зародилось, когда древние цивилизации начали облагораживать среду обитания. Людей всегда тянуло к прекрасному. Еще шумеры в 4 веке до н.э. поняли, что серые дома выглядят уныло и некрасиво. Они стали украшать фасады домов глиняными палочками с разноцветными шляпками. Клинья вбивали в стены, создавая рисунок из шляпок. Так и появились первые образцы мозаики.
Позже орнаменты стали появляться на напольных покрытиях. Но для их создания использовали не глиняные клинья, а необработанную гальку. Этот вариант мозаичного искусства дошел и до наших дней. Им часто пользуются дизайнеры при оформлении ландшафтов, особенно он популярен в Англии.
Первые галечные мозаики датируются 5 веком до н.э. Их образцы найдены при раскопках Древнего Коринфа. На них изображены животные, люди, мифические существа. Декорированы рисунки растительным орнаментом, геометрическими фигурами.
В период античности мозаика набирала обороты, мастера придумывали новые техники. Вскоре они стали использовать колотые камни и цветное стекло. Благодаря этим материалам произведения получались более реалистичными и яркими. Мастера Древнего Рима хоть и создавали мозаичные полотна, называли их по-другому – литостроты. Это были полы и стены, украшенные картинами из мелкой гальки или фрагментов мрамора. Частички камней, используемых для литострот, получили название тессеры.
Одним из главных шедевров того времени является картина «Битва Александра Македонского с Дарием». Она состоит из миллионов разноцветных камешков. Ее площадь превышает 15 кв. м. Полюбоваться этим произведением можно в Неаполе, оно выставлено в Национальном археологическом музее.
Этапы развития мозаичного искусства
Настоящий прорыв искусства случился в Византийской империи. Как только там появилась смальта (непрозрачное цветное стекло), мозаика приобрела новое значение. Мастера стали использовать более мелкие фрагменты для создания картин. В стеклянные элементы добавляли примеси металла, что позволило получить большую гамму цветов. Поскольку освещение в храмах Древней Византии было недостаточным, разглядеть все великолепие мозаики было сложно, она выглядела темной.
Поэтому мастера стали подкладывать под тессеры золотистую фольгу. Она отражала солнечные лучи, делая картину более яркой и живой. Так зародилась «золотофонная» мозаика. Также мастера поняли, что, если выкладывать элементы под небольшим углом, можно добиться переливов и мерцания. Подобную технику использовали для оформления сводов, куполов и прочих неровных поверхностей.
В эпоху Возрождения возникла флорентийская мозаика, отличавшаяся каменными тессерами разной величины. Они укладывались плотно друг к другу. Чтобы картины получались более выразительными, камни тщательно полировали.
В эпоху Рококо мозаичное искусство сделало новый виток. Для создания произведений стали использовать фрагменты раковин моллюсков и бисер. К примеру, в Германии стало модно украшать бисерной мозаикой детали мебели, а также небольшие объемные предметы (шкатулки, бутылки). Во Франции получила распространение бриарская техника, основанная на использовании фарфоровых бусин.
Большой вклад в мозаичное искусство сделал архитектор Антонио Гауди. Он придумал технику «тренкадис». Для своих произведений мастер использовал любые материалы: фрагменты плитки и посуды, битые бутылки и стекло. Для фиксации элементов Гауди использовал цементный раствор. До него таких экспериментов в мозаичном искусстве еще никто не делал.
Искусство мозаики в России
Мастерство древних византийцев перекинулось на многие государства, включая Россию. Первые полотна появились в Софии Киевской. Спустя тысячу лет они выглядят так, будто их сделали вчера. В исторических летописях сказано, что мозаики в Софии Киевской выкладывались византийскими мастерами. А вот в соборе Архангела Михаила мозаики набирали уже русские мастера.
Позже связь Руси с Византией была потеряна. Поэтому мозаичное искусство приостановило свое развитие. Лишь в 17 веке благодаря Михаилу Ломоносову техника вновь возродилась. Он самостоятельно придумал, как варить смальту и поставил этот процесс на поток. Ломоносов разработал десятки образцов смальты. Он планировал создать цикл картин, описывающих жизнь Петра I. Однако первая же картина «Полтава» получила жесткую критику от Екатерины II. В результате Ломоносову не удалось возродить искусство мозаики. Об этой технике в России на долгие годы забыли.
Лишь когда в Россию пришел модернизм в 19 веке, вновь вспомнили о мозаичном искусстве. В Петербурге в 1890 году отец и сын Фроловы основали свою частную мастерскую. Именно им принадлежит авторство мозаики, красующейся на стене храма Спаса на Крови. С приходом Хрущева к власти мозаика в России приобрела новое значение. Советским мастерам было поручено декорировать здания, чтобы они не выглядели однообразно и уныло. Художники создали сотни картин, в которых прославлялась жизнь советских граждан. Мозаики появились не только на жилых домах, но и на дворцах спорта и культуры, универмагах и поликлиниках и т.п.
Мозаика в современном мире
Сегодня мозаику воспринимают не как вид искусства, а как отделочный материал. Но некоторые мастера до сих пор творят в этой технике, создают уникальные картины, устраивают выставки. Техника развивается благодаря появлению новых технологий. Современная мозаика – это не только плоские орнаменты, но и объемные картины, поражающие своей реалистичность. Для поддержки мастеров мозаичной техники есть специальные организации, к примеру, Британская ассоциация современной мозаики. Из выдающихся мозаичистов современности хочется выделить следующих авторов:
1. Марко Бравура творит из самых разных материалов. Его картины полны смысла и пропитаны глубокой философией. Золотые фонтаны Бравура украшают Равенну и Бейрут.
2. Светлана Растебина – основательница бренда Rastebina. У нее есть собственная мозаичная мастерская. Работы Светланы украшают несколько стен домов в разных российских городах. Также Расбетина создала панно для фестиваля Burning Man.
3. Ольга Гоуландрис организовала 9 персональных выставок, получила многочисленные награды за свой уникальный стиль в мозаичном искусстве. Работы Ольги выставлены в галереях и музеях по всему миру.
4. Вероника Поллини работает с мозаикой больше 10 лет. Она создает аксессуары для украшения интерьера, сочетает в своих работах различные материалы: стекло, эмаль, мрамор, керамику и прочие. Визитная карточка Вероники Поллини – круговая мозаика, символизирующая миры и галактики.
5. Памела Ирвинг занимается творчеством больше 30 лет, приняла участие в множестве выставок. Работы Памелы находятся в галереях, арт-банке, а также музее Виктории в Австралии. Одно из выдающихся произведений Ирвинг – мозаичная инсталляция «Сон с открытыми глазами». Она расположена на стене здания Луна-Палас в Мельбурне.
6. Космический захватчик – самый оригинальный мозаичист, работающих под псевдонимом и не раскрывающий своего настоящего лица. В своем творчестве он использует пиксельную графику. Изображения французского автора можно увидеть на улицах многих городов по всему миру. Также захватчик является главным представителем Рубикубизма. Он создает картины-мозаики из кубиков Рубика.
Алмазная мозаика как вид искусства
У каждой рукодельницы сегодня есть возможность почувствовать себя настоящим мозаичным мастером. Очень популярна в наши дни алмазная мозаика. Выкладывается она, конечно, не из настоящих алмазов, а из пластмассовых страз, которые мерцают и переливаются на солнце.
Эта техника основывается на создании картин по готовой схеме. Еще в Древней Греции маленькие драгоценные камни использовали для украшения вещей знатных вельмож. Камни крепили на клей или воск. В Средневековье стали пользоваться стеклярусом, который и можно назвать предком алмазной мозаики. Холстом в то время служила канва. На нее наносили рисунок с обозначениями, поверх которых клеили стеклярус.
В России несколько веков назад стало модным декорировать драгоценными камнями сумки, кошельки, одежду, различные украшения. Также ими выкладывали целые картины и иконы. В середине 20 века возрос интерес к алмазной мозаике. Именно тогда ее и стали воспринимать как отдельный вид творчества.
В наши дни стразами выкладывают яркие панно, украшают предметы интерьера. Продаются специальные наборы со схемами и всеми необходимыми инструментами. Картины создают с помощью полимерных страз, которые наклеивают на холст по готовой схеме. В комплект входит:
- полотно, на котором нанесен узор и клеящая основа;
- разноцветные стразы, отсортированные по цветам;
- пинцет;
- карандаш для наклеивания страз;
- лоток для страз.
Камни для выкладки бывают квадратными, размером 2,5х2,5 мм, или круглыми. С последними работать легче, поскольку не нужно клеить стразы ровно в стык друг к другу.
СОВЕТ! Схемы на холсте наносят либо разноцветными, либо черно-белыми. Если вы планируете выложить большую картину, лучше взять холст с цветной схемой.
Также картины делятся по типу выкладки. Бывают холсты с частичной и полной выкладкой. Классические размеры полотен 30х40 и 40х50 см. Но продаются картины и других размеров, все зависит от ваших пожеланий.
Начинающим рукодельницам стоит прислушаться к следующим советам, чтобы их картины получились действительно красивыми и аккуратными:
- начинать выкладку нужно с самого удобного участка, к примеру, с правого верхнего угла;
- лучше делать выкладку полосами (выкладка сразу на всей площади картины утомительная);
- сохраняйте защитный слой, пока не закончите картину. Отклеивайте его лишь на том участке, который собираетесь выложить.
Мозаика – один из древнейших видов искусства, история которого насчитывает десятки тысяч лет. Шедевры древних мастеров, дошедшие до наших дней, поражают воображение. Примечательно, что благодаря современным технология любой желающий может примерить на себя роль мозаичного мастера. Алмазная мозаика позволяет создать настоящее произведение искусства, которое украсит дом или станет прекрасным подарком.
Рисование – это один из самых доступных и увлекательных способов развития творческих навыков у детей. Оно не только помогает детям выражать свои мысли и чувства, но и способствует развитию мелкой моторики, координации движений и воображения. В этой статье мы рассмотрим, почему рисование так важно для детей и как родители и педагоги могут поддерживать их в этом увлекательном занятии.
Читать далееДля любого художника важно иметь правильные инструменты, которые помогут воплотить творческие идеи в жизнь. В этой статье мы расскажем о ТОП-10 обязательных инструментов для рисования, которые подойдут как новичкам, так и профессионалам.
Читать далееОдним из самых важных навыков для художника является умение смешивать цвета. Знание теории цвета помогает создавать гармоничные и выразительные произведения искусства. В этой статье мы рассмотрим основные принципы теории цвета и дадим практические советы по смешиванию цветов.
Читать далее
Оставьте отзыв чтобы помочь другим
покупателям определиться с выбором!