Образ женщины в искусстве
Содержание
1. Первобытное искусство2. Античность и Древний Египет
3. Древний Рим
4. Средневековье
5. Эпоха Возрождения
6. Барокко, рококо и романтизм
7. 20-й век
Первобытное искусство
В середине 19 века археологи обнаружили первые произведения искусства, созданные более 40 тысяч лет назад. Это женские фигурки, которые получили шутливое название «палеолитические Венеры». Они позволяют судить, какими были каноны красоты в первобытные времена. Выполнены фигурки из оленьих рогов, костей мамонта, камня или глины, смешанной с золой. Последние представляют собой первые попытки создания керамики.
«Палеолитические Венеры» не наделены той красотой, к которой мы привыкли. Зачастую фигурки лишены рук и ног, зато на них четко прорисованы первичные половые признаки – обвисшая грудь, большой живот, свисающий до колен, широкие бедра. Вероятно, они олицетворяют роль женщины в первобытном строе.
В первую очередь женщина была продолжательницей рода, ее главная функция – деторождение. Это объясняет гипертрофированность форм древних статуэток. Творцы того времени старались подчеркнуть плотское начало слабого пола.
На более поздних наскальных рисунках представительниц прекрасного пола изображали стройными и мускулистыми. Видимо в те времена женщины перестали выполнять исключительно роль матери, а стали также добытчицами и защитницами.
В эпохи мезолита и неолита общество постепенно отходит от первобытного строя и движется к цивилизации. Мужчины занимают главенствующую роль, начинается патриархат. В искусстве все реже встречаются женские образы, творцы чаще изображают мужчин.
Античность и Древняя Греция
Археологические памятники крито-микенского периода демонстрируют значительную роль женщин в те времена. Они были не только матерями и хранительницами домашнего очага, а принимали активное участие в общественной жизни.
В искусстве Древней Греции женский образ идеализировали и обожествляли. Богинь изображали в женском обличили. В скульптурах и картинах древнегреческих творцов все проработано до мелочей: прически, детали одежды, атрибуты. До начала эллинистической эпохи фигуры женщин изображали одетыми, за исключением Афродиты. Богиня любви и красоты вобрала в себя красоту, чувственность, возвышенность. Греческий скульптор Пракситель изобразил Афродиту обнаженной. Творить ему помогала гетера Фрина, позировавшая для скульптуры.
Древние греки почитали женскую красоту, считали ее самой большой ценностью. При этом идеальная женщина в их понимании должна была помимо внешних качеств обладать нравственностью, терпением, послушанием. Все эти качества соединились в Елене Прекрасной. Именно из-за нее началась Троянская война. Однако в искусстве античности красоту Елены никак не воспевали. До наших дней не дошли ни скульптуры, ни картины, ни фрески с ее изображением. Портреты Елены прекрасной, которые можно увидеть сегодня, датируются более поздними эпохами.
Древний Рим
Римляне позаимствовали каноны женской красоты у греков. Только женщины Древнего Рима были статными, дородными, худоба не считалась красивой. При этом девушка должна была оставаться стройной и грациозной. В Древнем Риме ценился светлый цвет волос, также римлянки отбеливали кожу, чтобы казаться красивее.
Древнеримские творцы в своих работах изображали женщин такими, какими они были на самом деле, не идеализировали женский образ. При этом скульпторы работали изящно и тонко - женские скульптуры, дошедшие до наших дней, одновременно строгие и нежные, надменные и сдержанные.
Средневековье
Идеалом женской красоты в раннем Средневековье считалась дева Мария: овальное продолговатое лицо, высокий лоб, большие глаза и маленькие губы. Именно так средневековые художники изображали всех женщин. Ярким примером служит «Портрет молодой дамы», написанный Петрусом Кристусом. С полотна смотрит загадочная девушка, в которой сочетаются все стандарты средневековой красоты:
- неестественно высокий лоб;
- бледная кожа;
- еле заметные ресницы и брови;
- худой силуэт с узкими плечами;
- волосы, спрятанные под высокий головной убор.
Возрождение
Эпоха Возрождения подарила нам понимание женской красоты, нежности и чувственности, актуальное до сих пор. Многие произведения искусства, созданные в те годы, сегодня являются мировыми шедеврами.
Женщины стали музами для творцов, их образы заиграли новыми красками и особенностями. Художники передавали самые яркие качества женщин: святость сочеталась с греховностью, открытость с загадочностью. Перед прекрасным полом стали преклоняться. Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Боттичелли, Леонардо Да Винчи воспевали женщин, их неземную красоту, нежность и мягкость.
При этом практически у каждой женщины эпохи Возрождения, написанной на картинах известных художников, есть реальные прототипы. К примеру, Да Винчи написал свою «Даму с горностаем», вдохновившись красотой Чечилии Галлерани. Женская сексуальность перестала считаться греховной. Искусство Возрождения стало гимном чувственности и красоте женщин.
Барокко, рококо и романтизм
В эпоху Барокко естественность отошла на второй план, в моду вошла театральность. Красивыми считались женщины с идеально белой кожей, маленьким размером ноги, небольшой грудью и широкими бедрами. Аристократки обязательно носили высокие прически. Образ идеальной женской красоты хорошо просматривается на портрете мадам де Монтеспан, написанном Пьером Миньяром. В период Барокко женское тело изображали с тонкой длинной шеей, широкими плечами, тонкой талией, утянутой корсетом. С картин смотрят дамы в вычурной одежде и роскошных париках.
В период расцвета Рококо женственность все еще была не в почете. Девушки на картинах были похожи на фарфоровых кукол, а в моду вошла неестественная худоба. Идеальная женщина должна была быть хрупкой, с плоской грудью, узкими бедрами, бледным лицом и впалыми щеками. Чтобы выглядеть на портретах красиво, дамам приходилось удалять боковые зубы. Каноны женской красоты эпохи Рококо видны на портретах Франсуа Буше. Яркий пример – «Портрет маркизы де Помпадур», написанный в 1756 году.
Лишь в 19 веке начала возвращаться мода на естественный внешний вид, здоровый цвет лица, округлые формы. Идеалы женской красоты видоизменились. Теперь художники запечатлевали девушек с открытыми округлыми плечами. Нотки романтизма четко просматриваются на картинах Адольфа Бугро и в работах первых импрессионистов.
20-й век
В начале двадцатого века идеал женской красоты вновь был изменен. В моду вошли удлиненный торс с корсетом, опущенные плечи, широкие бедра. Каноны женской красоты хорошо проиллюстрированы на картинах Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Девушка на Волге».
В русской живописи женщинам отводилась особая роль. Их главной задачей было материнство. На картине «Петроградская Мадонна» женщина изображена с малышом на руках. Она не смотрит на то, что происходит вокруг, для нее важна лишь забота о ребенке.
В 20-х годах девушки стремились подражать актрисе Грете Гарбо, которая стала эталоном красоты того периода. Она сочетала в себе образ загадочной женщины-вамп и сильной девушки-атлета. В 30-е годы в моду вошел гламур, девушки всегда старались выглядеть безупречно. Выйти на улицу без макияжа считалось дурным тоном. В 40-х годах женщин стали ценить не столько за красоту, сколько за их решительность, активность, стремление быть равными мужчинам.
Блондинки вышли из моды, их место заняли шатенки. В 1941 году появилось выражение «секс-бомба». Этому послужила фотосессия Риты Хейворт, снявшейся с атомной бомбой, упавшей на остров Бикини. После войны постепенно вернулась мода на нежность, хрупкость и женственность. В 50-х годах идеалом женской красоты стала обворожительная блондинка Мэрилин Монро. Ее образ часто демонстрировал в своих работах Энди Уорхол.
С начала 60-х девушки наконец смогли открыто демонстрировать оголенные ноги, носить мини. Эталоном красоты тех лет являлись Бриджит Бардо и Одри Хепберн. В 80-х женский образ получил два ответвления: сексуальная красотка и строгая бизнес-леди. Женщины старались выглядеть эффектно, стали носить обтягивающие наряды, делать яркий макияж, вызывающие прически, надевать массивные украшения. В 90-х годах в моду вошли минимализм и унисекс.
На картинах современных художников часто присутствует образ женщины, наделенный своей историей. Каждый творец представляет эталон женской красоты по-своему и пытается передать собственное видение миру.
Корпоративные подарки — это не только способ поощрить сотрудников, но и возможность укрепить командный дух, подчеркнуть ценности компании и повысить лояльность. В 2024 году тренды диктуют использование креативных и функциональных решений, которые оставляют положительные эмоции и запоминаются надолго.
Читать далееВыбор корпоративных подарков — это не просто традиция, а важный инструмент для укрепления деловых отношений и формирования положительного имиджа компании. Правильно подобранный подарок не только станет приятным сюрпризом для сотрудников и партнеров, но и поможет подчеркнуть корпоративную культуру и ценности вашей организации.
Читать далееКорпоративные подарки для партнеров играют важную роль в укреплении деловых отношений. Они выражают признательность, демонстрируют уважение и помогают компании запомниться. В 2024 году всё больше компаний выбирают оригинальные и креативные решения, такие как картины по номерам.
Читать далее
Оставьте отзыв чтобы помочь другим
покупателям определиться с выбором!