Смысл картины «Старый рыбак» - ад и рай в одном лице?

Смысл картины «Старый рыбак» - ад и рай в одном лице?

Смысл картины «Старый рыбак» - ад и рай в одном лице?

Многие ли слышали о венгерском художнике Тивадаре Костке (Чонтвари) еще несколько десятилетий назад? Разве только на родине, в Венгрии, было известно о сумасшедшем аптекаре, да и неудивительно, ведь жил он на рубеже –XVIII-XIX веков и всего лишь был уверен в том, что родился для того, чтобы превзойти в живописи Рафаэля…



Родился Тивадар Костка (венг. Tivadar Kosztka) 5 июля 1853 в городе Кишсебен. Отец Костки был аптекарем, поэтому профессиональная стезя для мальчика, его братьев и сестры была ясна сразу – продолжать дело отца. И все было как у всех – в положенное время Тивадар закончил гимназию, работал торговым служащим, посещал лекции права, и в итоге стал аптекарем. 14 лет он отдал фармакологии, и вот тут начинается самое интересное…

Молодой аптекарь 27 лет в селении Иго ничем не отличался от своих сверстников, но в 1880 году Тивадар пережил невероятное, получив озарение свыше о том, что ему предназначена судьба непростая, но великая, изреченная в видении: «Ты будешь самым великим художником в мире и превзойдешь Рафаэля». И миссия его была в том, чтобы мир узнал о венгерской нации через искусство. Сохранилось его письмо к Густаву Фридриху Келети (венгерский искусствовед и пейзажист, основатель Венгерской королевской школы рисования), в котором он писал: «Будь что будет, я не боюсь той великой задачи, которою преисполнен. Здоровье у меня отличное, воля стальная, что же до работы – бросаю вызов муравью. Настойчивость? – я хорошо себя знаю и не разочаруюсь…»

И еще 10 лет трудился Тивадар Костка аптекарем для того, чтобы обрести финансовую независимость. И рисовал, рисовал, рисовал… В 1894 году он оставил уже собственную аптеку братьям и переехал в Мюнхен. Художник упорно учился, но применять изученное не торопился, он видел живопись по-своему. Пробовал себя в разных жанрах, писал портреты и пейзажи.



Не испытывая стеснения в денежных средствах, Костка покупал дорогие бельгийские холсты, однако при перевозке краска на картинах трескалась (он всегда накладывал толстые слои) и он сразу же реставрировал собственные работы. А путешествовал художник много: Италия, Франция, Далмация (нынешние Хорватия и Черногория), Греция, Африка, Ближний Восток. В 1900 году художник берет себе новую фамилию – Чонтвари. А в 1902 году им была создана картина «Старый рыбак», теперь уже известное на весь мир полотно, ведь смысл картины поистине мистический.

Кстати, благодаря именно этому полотну Тивадар стал знаменит. Один из сотрудников музея, рассматривая картину, решил поставить зеркало по центру портрета и… портретов-то оказалось два! Слева – изображение Бога на фоне спокойного моря, справа – Дьявола, позади которого бушует шторм. О значении уникального портрета до сих пор ведутся споры. Психологи утверждают, что смысл картины свидетельствует о начальной стадии психического заболевания у художника, а искусствоведы говорят о том, что изображена двойственность человеческой натуры. В каждом из нас уживается две ипостаси – положительная и отрицательная, и Тивадар показал в «Старом рыбаке» дуализм личности.

Menglei (Premium)
Артикул: MG2012
Размер: 40x50
Основа: Холст
Кол-во цветов: 25
1 190 р.
Нет в наличии
Подписаться



К сожалению, художник не оставил записей о том, что именно он хотел сказать своей работой и в чем смысл картины. Он не был признан при жизни, полотна, которые он выставлял в галереях Парижа и Будапешта не принесли художнику известности. К тому же на родине, в Венгрии, его вообще считали сумасшедшим, не понимая его аскетизма и странности в поведении. В 1910 году он в самом деле начинает болеть и практически перестает рисовать, реализуя себя в литературном творчестве, Чонтвари пишет трактаты.

Тивадар до конца своих дней был твердо уверен в своей избранности, но в 1919 году он умер, так и не продав ни единой своей картины. Сестра художника попробовала сдать в музей работы брата, но там отказались их принять, сообщив, что эти картины не являются искусством. И для того, чтобы выручить хоть немного денег, ближайшая родственница, также не верившая в исключительность брата, решила продать дорогие холсты.



И тут не обошлось без мистики. Ведь только благодаря архитектору Гедеону Герлоци, который случайно увидел объявление о распродаже, мы можем оценить магнетизм и невероятную привлекательность близких к импрессионистической манере с элементами примитивизма полотен художника. Архитектор скупил все полотна за весьма низкую цену, ведь их собирался приобрести старьевщик. В 1949 году Герлоци привозит картины в Париж, в 1958 году полотно «Конная прогулка у моря» удостаивается Главного приза на выставке «50 лет современного искусства», проходившей в Брюсселе. В 1981 году о Чонтвари был снят художественный фильм венгерским кинорежиссером Золтаном Хусариком.

Как жаль, что понадобилось полвека на то, чтобы разглядеть художественную ценность картин Чонтвари. Сейчас его творчество изучают, и ведь он оставил немало работ – более 100 картин и рисунков, а в городе Пече основан музей художника, установлен памятник. И, рассматривая его работы, всегда поражаешься недальновидности его современников.

Любая его картина – это произведение искусства, а смысл его многих работ, возможно, еще предстоит разгадать. Теперь, благодаря картинам по номерам, можно создать свой собственный шедевр по сюжету Чонтвари. И, возможно, кто-то разгадает истинный смысл картины “Старый рыбак”. Он соединил противоположности и нашел в них гармонию – не это ли его предназначение и миссия?

06.07.2015

Возврат к списку



#####
Ваш ID